Выберите Ваш город X

Не спала ночь, не ела сутки… Так почему мне «два»?

Статья о том, какие есть хитрости в подготовке к экзаменам.

Вернуться домой с пар, бросить сумку – и сразу за книжки, конспекты, справочники… Наверное, каждый из бывших или нынешних студентов замечал такие повадки среди своих одногруппников, а кто-то даже был непосредственным участником такой картины.

Да что уже студенты? Помнится, как моя одноклассница не ходила несколько дней в школу – готовилась к выпускному экзамену по истории, в итоге ей все равно было, какой билет вытягивать – все она знала блестяще.

И ведь хорошо, когда получается, когда результат оправдывает приложенные усилия. А если нет? А может, просто прилагали их неправильно или не туда? Говорят, что чем больше свободного времени, тем больше оно тратится впустую. Можно сидеть в своей комнате и на все приглашения пойти погулять отвечать: «Да вы что, у меня же экзамен! Какая прогулка по парку? Да, я понимаю, что погода хорошая…» А потом посидеть двадцать минут за учебником, потом – перед телевизором, потом – за художественной книжкой, потом неожиданно вспомнить, что уже неделю не убирала в комнате, а в итоге – что уже неделю не жарила свои любимые блинчики.

Словом, когда нужно заниматься чем-то неприятным, сразу находится куча дел, тоже не очень приятных, но менее неприятных, чем нужное. Наконец, в девять часов вечера приходит понимание, что экзамен-то завтра утром, а из 50 билетов выучено только 10… И тут начинается судорожное перелистывание учебника и заучивание бегом наизусть всего подряд. Причем мозг уже отчаянно сопротивляется что-либо запоминать и настойчиво направляет голову своего хозяина к заветной подушке.

Далее все зависит от силы воли – лечь спать или ждать рассвета с конспектами на коленках – результат, скорее всего, будет один.

Если вы не сможете сосредоточиться на экзамене и внятно ответить на вопросы преподавателя, то стоит ли себя всю ночь тиранить бесполезным перечитыванием учебника?

Изначально проблема заключается не в том, что при таком графике много или, наоборот, мало времени студент (школьник) уделяет внимания учебе, а в том, что он это время распределяет неправильно.

Для того чтобы добиться максимально эффективного результата, не обязательно фанатично пыхтеть над учебным материалом, отказывая себе везде и во всем. Наоборот, эти крайности могут нанести вред психологическому и физическому состоянию прилежного учащегося.

Ведь бывают же случаи, когда, казалось бы, из ниоткуда появилось «пять» на экзамене. И наличие криминального вопроса в этой ситуации совсем необязательно. Просто не стоит забывать, что теоретических знаний может быть недостаточно, если во время стрессовой ситуации человек не может себя контролировать, путается, теряет голову и все усилия направляет на то, чтобы справиться со страхом перед преподавателем и его безжалостным предметом.

Таким образом, мы имеем два критерия подготовки к экзамену: теоретический и психологический и дадим несколько советов, как легко и не без удовольствия справиться с этим неприятным окончанием семестра или учебного года.

Во-первых, почти каждый учитель начинает свою первую лекцию с наставлений о том, что учиться нужно с первого же занятия, что по итогам посещения, работы во время занятий он может поставить экзамен «автоматом».

Это, конечно, очень полезные замечания, но вряд ли с их помощью можно достучаться до сознания шаловливого полуребенка-полувзрослого, который считает, что до «экзекуции» еще вся жизнь впереди и глупо было бы ее тратить на просиживание долгими вечерами под домашним арестом. Но и оставлять все на последний вечер, как советуют психологи, тоже не стоит.

Теоретическая подготовка включает в себя два этапа: на протяжении всего учебного процесса и непосредственно перед экзаменом. И умаление первого может закончиться плачевно.

Оптимальный вариант – на первых занятиях получить у преподавателя список экзаменационных вопросов. Если они еще не составлены (а скорее всего, так оно и будет, потому что учителя тоже когда-то были учащимися и тоже оставляли все на последний день), то хотя бы добиться списка запланированных тем. Уж они-то точно должны быть, ведь составлена же программа, по которой вы будете заниматься.

Следующий этап – рассчитать время. Хорошо бы завести тетрадку для подготовки к экзамену и, например, каждую неделю по вторникам и четвергам готовить в ней ответы на два-три билета. Полезным и удобным будет составление плана.

Таким образом, можно структурировать свой ответ и не упустить ничего важного при выступлении. Когда же остается совсем мало времени до сдачи экзамена, очень важно постараться существенно не менять свой привычный ежедневный график.

Спать, питаться, отдыхать и работать необходимо с такой же периодичностью, как и всегда – организм не должен ощущать никакого «подвоха» в вашем поведении. Иначе его силы будут направлены на восстановление психологического и физического баланса, а не на усваивание и запоминание нового материала.

Хорошо бы приучить себя заниматься с утра, поскольку в первой половине дня мозг расположен к активной работе больше, чем после обеда. Накануне экзамена желательно встать часов в 7-7.30. Далее по графику – приведение себя в порядок после сна, легкий завтрак, физические упражнения. Все эти утренние приготовления не должны занимать много времени – в 8.30-9.00 вы уже должны сидеть за учебниками.

Через каждые два часа нужно делать перерыв на 30-40 минут. Хорошо, если этот отдых будет активным – прогулка на улице, спортивная игра. После обеда сразу браться за учебу нежелательно, продуктивной работу с набитым желудком все равно не назовешь, а вот вздремнуть часик-полтора – самое время, если, конечно, почувствуете в этом потребность.

Далее рассчитывать часы подготовки следует так, чтобы в 19.00 вы были уже свободны. Самая распространенная ошибка – это постоянное отвлечение от основного дела.

Постоянное желание занять мысли чем-нибудь другим, только не скучным надоедливым предметом. В этом случае нужно найти к подготовке творческий подход, приложить дополнительные усилия для создания рабочей атмосферы.

Во-первых – убрать с рабочего места все ненужные и отвлекающие предметы – фотографии, художественные книжки, плеер, а также уйти подальше от компьютера, особенно если он еще и подключен к Интернету. Одним словом, ничто не должно напоминать о том, что помимо учебников в вашей комнате есть еще много чего интересного.

Во-вторых – само рабочее место должно быть «строгим». У вас должен быть стол и твердый удобный стул, на котором вы не сможете усесться вразвалочку. В-третьих – избавьте себя от монотонности в учебе. Не стоит по десять раз бездумно перечитывать статьи в учебнике.

Выделяйте основные моменты, разбивайте материал на блоки, связывайте их между собой логическими цепочками, находите интересные факты, цифры, события. Попробуйте стать перед зеркалом и рассказать какой-либо билет, глядя себе в глаза. Так вы увидите себя со стороны и попробуете оценить уверенность в пройденном материале, поставьте честно себе оценку. Если она низкая – пересдайте себе экзамен.

В конце концов, когда вы начнете хорошо разбираться в предмете, сами увидите, какое удовольствие начнет приносить подготовка, как захочется произвести впечатление на преподавателя. Ведь все, к чему вы подходите с душой и любовью, непременно отплатит тем же. И вот, вы, наконец, сидите с билетом в руках и листочком для подготовки на столе. Первое правило – начните с более легкого вопроса.

Составьте краткий план ответа и приступайте к подробному описанию всего, что знаете, помните и вспоминаете. Если случилась катастрофа и один, а может и два вопроса вам непонятны и вы совсем, ну совсем ничего не помните – отчаиваться и опускать руки еще рано.

Возьмите чистый листок бумаги, разбейте его на две колонки. В одной поставьте «+» и пишите тезисно все, что вы знаете. Пусть это будут какие-то обрывки из лекций, где-то что-то вы слышали по радио или телевизору, что-то могли сказать одногруппники (одноклассники) у дверей аудитории перед тем, как зайти на экзамен.

В конце концов, ваши собственные рассуждения и домыслы. А во второй колонке поставьте «-» и пишите пункты, которые вы не помните. Наполняйте левую половину и периодически поглядывайте на правую. Как знать, может, вы еще сами себя удивите, когда сядете перед преподавателем и обнаружите у себя глубоко скрытые или замаскированные знания по его предмету. Когда вы уже лицом к лицу с экзаменатором, не вздумайте молчать. Что бы ни сказали и какой бы вопрос ни задали – все время нужно что-то рассказывать.

Даже если вы не можете ответить по существу, отвечайте хоть как-нибудь. Лучше, конечно, играть по правилам, но если вы не знаете точного ответа на вопрос, то ваша затяжная речь как минимум заставит преподавателя подумать, что вы – человек образованный с широким кругозором, а это уже плюс в ваш адрес.

Занятный метод сдачи экзамена – говорить как можно непонятней. Например, использовать почаще сложные иностранные слова (только при этом обязательно знать их значение).

Преподаватель может и сам не понять, о чем вы говорите, но никогда в этом не признается. А перед таким напором высока вероятность того, что он поставит вам хорошую оценку, не вступая с вами в спор. Не обижайтесь, если вас не слушают. Преподаватель тоже человек, он устал, вы уже, скорее всего, не первый.

Продолжайте отвечать, как ни в чем не бывало. Может, оно и к лучшему, ваши ошибки и оговорки могут остаться без внимания. Если же они не остались без внимания, и кто-то начал посмеиваться или откровенно хохотать с какого-то очередного «прокола», не отчаивайтесь, посмейтесь вместе с ними.

В конце концов, ошибаются все: и профессора, и доктора наук. Так почему же вы не можете оказаться неправы? Просто исправьтесь и продолжайте. Это произошло случайно. И не забывайте о такой маленькой, но очень большой вещи, как чувство юмора.

В умеренных количествах оно еще никому не мешало. Привнесите немного позитива в накаленную рабочую обстановку, улыбнитесь себе, преподавателю, сложному предмету и собственному стрессу. В конце концов, никто не ставит перед собой задачу поставить вам «двойку» или вообще испортить вам жизнь.

Преподаватель с первого занятия стремится к вашей высшей оценке, прилагая все усилия. Но он не может справиться в одиночку, вам тоже придется ему помочь.

Тэги: #Советы школьникам


Записаться бесплатно

Отправка запроса ни к чему не обязывает, это бесплатно. Будем рады помочь!

Отправляя заявку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных.

Здесь можно оставить комментарий


Возможно, Вас заинтересуют наши услуги в Урус-Мартане

Юношам и девушкам
15-17 лет

Повышение уровня знаний старшеклассников, репетиторство, подготовка к ЕГЭ, ОГЭ Подробнее

от 490 руб/час
Записаться

Подросткам
12-15 лет

Повышение успеваемости школьников. Занятия на индивидуальной и групповой основе Подробнее

от 440 руб/час
Записаться

Детям
7-12 лет

Программы развития, ментальная математика, скорочтение. Репетиторство по всем предметам. Подробнее

от 390 руб/час
Записаться

Дошколятам
от 4 до 7 лет

Подготовка к школе, коррекция почерка, логопед. Программы творческого развития Подробнее

от 390 руб/час
Записаться

Это тоже интересно


Посмотреть все статьи »



Запомнить сайт

Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле

Отправьте заявку на наши услуги

Отправка запроса ни к чему не обязывает, это бесплатно. Будем рады помочь!

Отправляя заявку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных.
До окончания скидки Скидка 10%
Подать заявку бесплатно